Создай анкету
или
войди через социальную сеть

Женский вопрос

Редактор журнала «Работница и крестьянка» Лидия Петровна Маторина смотрела в окно на Фонтанку, собираясь с мыслями.
Ей предстояло написать письмо Горькому.

На столе перед ней лежал белый листок бумаги для черновика. Подумав ещё с минуту, Лидия Петровна взяла ручку, обмакнула перо в стеклянную глубокую, квадратную чернильницу, на самое дно её металлического стаканчика, аккуратно отёрла лишние чернила о краешек и, окрылённая важностью темы, быстрым летящим почерком, начала излагать свой взгляд на женский вопрос:

«Простите, что оторву у Вас столь дорогое время, но вопросы, по которым я решила писать к Вам, очень большие и важные, тем более сейчас, когда идёт такая глубокая подготовка к 17-му партийному съезду, где встают во весь рост вопросы социалистической культуры, а также и всесоюзному съезду писателей.
Ваше письмо, присланное к юбилею нашего Ленинградского журнала, мы много обсуждали и с партийным женским активом, и с массами наших рабкоров и читательниц.
В нем Вы, Алексей Максимович, поставили ряд больших и сложных задач перед трудящимися женщинами Советского Союза, и мы считаем себя в праве обратиться к Вам за помощью и советом по всем этим вопросам.

История борьбы Советских работниц, особенно Ленинградских – это ценнейший вклад в историю борьбы международного женского пролетариата. Но что мы видим на практике? К сожалению, в планы истории Ленинградских заводов не была до сих пор включена ни одна женская фабрика, а разве такие фабрики – как бывшая «Новая Бумагопрядильная» или табачная фабрика– «Лаферм», где происходил знаменитый «Бабий бунт» не дали бы богатого материала по участию в революционной борьбе русской работницы?

Работницы Ленинграда героически сражались против Юденича, в защите Ленинграда. В те памятные дни работницы показали неподражаемые примеры, а в плане издания литературы к 15-ти летию обороны Ленинграда от Юденича нет не только книжки, но и даже статьи по этому вопросу.

Возьмём теперь библиотеку «Жизнь замечательных людей». О женщине мы имеем только книгу Жорж Санд, а судя по следующим проспектам, опубликованным в печати, тоже нет надежды, что будут писать о женщине.
Разве такие люди, как Софья Перовская, Луиза Мишель, Е. Дмитриева, Клара Цеткин, Софья Ковалевская, Калмыкова, и в области искусства Элеонора Дузе, не должны занять достойного места в планах этого издательства?

До сих пор мы не имеем ни одной солидной статьи, не говоря уже о книге, по вопросам участия женщины в литературе, как до, так и после революции. В нашем советском энциклопедическом словаре я не нашла ни Мирры Лохвицкой, ни Чюминой.

В Научно-Исследовательских Институтах по литературе ни в планах исследовательских работ, ни в диссертациях аспирантов, Вы не найдёте разбора творчества отдельных писательниц, или такой темы, как женский вопрос в произведениях такого-то писателя. Этих вопросов не то стыдятся, или ими пренебрегают.

В программах литературных Вузов нет даже такой темы, как творчество Жорж Санд, а о дипломных работах и говорить не приходиться.

Критика наша также замалчивает вопросы женского творчества, наши молодые писательницы, в преобладающем большинстве не знают ни Лохвицкой, ни Зинаиды Гиппиус, ни Анны Ахматовой. Всё это доказывает, как необходимо включить в «Библиотеку поэта» женщин-поэтов, творчество которых обязаны критически изучать и осваивать наши новые пролетарские писательницы.

Теперь возьмём вопрос, по которому Вы не раз, Алексей Максимович, делали указания нашим советским писателям. Вопрос этот – отражение в литературе участия женщин в борьбе за социализм. А сделано на этом участке очень мало, скорее вреда сделано много, так как показ некоторыми литераторами, Малашкиным например, нашей женщины в кривом зеркале, используются против нас заграничной буржуазией. Наши писатели всё ещё толкутся вокруг старых вопросов свободной любви, а вернее в сугубо-биологическом плане. Показывают разложение старой буржуазной семьи и не видят настоящей жизни. Не видят того, что у нас уже закрепляется новая семья, основанная не на экономической зависимости женщин, а наоборот – от работницы часто слышишь: «А я ещё подумаю выходить замуж, ведь и получаю-то я не меньше, чем он, теперь я ко мне пусть лишний раз посватается».

Женщина – руководитель, вожак, равноправный строитель – не только в городе, но и в деревне, почти не замечена нашей литературой. Здесь и Шолохов виноват порядком, с «Поднятой целиной».

Ни романа, ни пьесы нет , где бы была показана новая советская мать, освобожденная от узкого животного эгоистического чувства материнства.

Мы говорим много сейчас о красоте внешней в нашей жизни, а в литературе этой красоты в отношениях между мужчиной и женщиной что-то слишком мало, и подчас даже становиться до глубины души обидно, что дворянские и буржуазные писатели могли создать такие созвучные своей эпохе типы, как Татьяна Ларина или Лиза Калитина, которые, можно сказать, вошли в века.

Будем ждать от Вас, дорогой Алексей Максимович, строгой критики и помощи, в которой, мы надеемся, Вы нам не откажете.
С коммунистическим приветом –
Редактор журнала «Работница и Крестьянка» -

(продолжение следует)
Кто читал? Поделиться
0
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Чикаго, США
Пароль
939993
Перейти к знакомству