Сейчас онлайн: 1 участник
Всего: 60 участников
Администрация
Борис, 46Atacama Администратор
Светлана, 49Мурманск Модератор
Создай анкету
или
войди через социальную сеть

Зачем немцам нужен был Сталинград?

Сталинградская битва - одно из величайших сражений в истории человечества.
Это историческое событие многократно освещено в разных художественных и документальных произведениях и вроде как всё понятно. Но!..
Люблю я, знаете ли, задавать вопросы, ответ на которые, казалось бы, очевиден.
С некоторых пор стал я приставать к разным людям, особливо к тем, кто интересуется историей Второй мировой войны с одним, довольно странным на первый взгляд, вопросом.
А вопрос такой:
ЗАЧЕМ НЕМЦАМ ПОНАДОБИЛСЯ СТАЛИНГРАД?
Странный вопрос? Только на первый взгляд. Позвольте я вам кое-что поясню.

Итак. Сталинградская битва начинается в середине сорок второго с боёв на дальних подступах к городу. К этому времени идея «блицкрига» похоронена. Немецкая армия получила «на орехи» под Москвой, «хапнула» полным ртом прелести русской зимы и распутицы и начала потихоньку увязать в российских просторах.
Сильная сторона немецкой армии – высокая степень её моторизованности, позволяющая вести мобильную войну. Это же – её «ахиллесова пята». Двигателям нужно топливо. Отсюда – первый по популярности ответ на мой вопрос:
НЕМЦАМ НУЖНА БЫЛА НЕФТЬ КАВКАЗА – К НЕЙ ОНИ И РВАЛИСЬ.
Ой! Неувязочка. Карту видели? Где Кавказ и где Сталинград?..
Но это ещё не всё. На южном крыле советско-германского фронта действовала группа армий «Юг». Так вот, эту группу армий немцы намеренно разделяют на две группы: группу армий «А» - для наступления на Кавказ, и группу армий «Б» - для удара на Сталинград. А в дневнике генерал-полковника Гальдера, начальника генштаба немецких сухопутных сил есть запись: «На начало мая сорок второго на Востоке недостаёт 318 тыс. человек…». Разделить группировку войск, предназначенную для удара на стратегическом направлении при общей нехватке сил, т.е. из одной полноценной группировки сделать две "кастрированные" – они что, идиоты были? И это при том, что выходом на Кавказ Гитлер надеялся втянуть в войну на своей стороне Турцию, что дало бы ему дополнительно более 20 турецких дивизий и склонить к вступлению в войну с СССР Японию, что заставило бы нас перебрасывать войска на Дальний Восток. Непонятно, однако...

СТАЛИНГРАД БЫЛ КРУПНЫМ ИНДУСТРИАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ И ВАЖНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ УЗЛОМ, ПОЭТОМУ ЕГО ХОТЕЛИ УНИЧТОЖИТЬ –
это второй по популярности ответ.
Снова попрошу всех подойти к карте. Сойдёт и современная карта Волгограда, с той лишь разницей, что Сталинград тех лет был раза в четыре меньше и соответствовал нынешним центральным районам города. Принцип тот же. Город зажат на узкой полоске земли между Волгой и Приволжской возвышенностью (к ней относиться и Мамаев курган), в самой широкой своей части составляя от силы три-пять км, что для артиллерии – смех, а не расстояние. Заняв эти высоты (а в сорок втором силы немецкой армии это вполне позволяли), разместив на этих высотах артиллерию и др. войска, можно было бы легко блокировать весь город. Ни один эшелон, ни одна машина, ни один самолёт не смогли бы прошмыгнуть в город или из него. Ни один корабль не смог бы пройти по Волге. Город был бы как на ладони.
Немцы сумели организовать блокаду Ленинграда и удерживать её почти девятьсот дней на ровной, как стол поверхности (за исключением Пулковских высот, позволявших держать под обстрелом только отдельные районы города). При этом Ленинград был в разы больше Сталинграда.
Для чего немцам потребовалось втягивать войска в самые кровопролитные - городские бои, которые всегда приводят к громадным потерям? И это при общей нехватке сил на фронте ( вспомним дневник Гальдера), и при том, что удар на Кавказ для немцев был куда важнее и тактически (нефть, т.е. топливо) и стратегически ( вступление в войну Турции и Японии).
Вот такая интересная история получается.

PS. Некоторые языки поговаривают, что среди высшего немецкого военного командования был некий советский «агент влияния», вправивший фюреру мозги и втянувший немцев в сталинградскую авантюру, заставившую их распылить свои силы и в результате остаться и без Сталинграда, и без Кавказа , и без поддержки Турции.
Кто читал? Поделиться Другие записи автора
18

Комментарии18

0
Наталья, 43 Екатеринбург
# ×
27 сентября 2010 в 12:06
Сталинград-одно название говорит за себя, зачем он был нужен немцам,чтоб ударить по главному "любимцу" советского народа.
Этого и не допустили.
Героическая оборона на Волге дала возможность добиться существенного изменения соотношения сил на фронтах,создать мощные стратегические резервы. Немцы вынуждены были снять с
кавказского направления танковую армию и направит под Сталинград.
Победа на Волге вынудила Турцию и Японию воздержаться от вступления в войну против СССР.
Их ошибка -наша ПОБЕДА.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
21 октября 2010 в 09:36
Агента не было, я уверен. Не следует забывать, что Гитлер был авантюристом и его военное образование не выходило за рамки окопов первой мировой войны. После поражения под Москвой ему смогли объяснить, что для успешной борьбы с большевиками необходимо лишить топлива. Сталин же был уверен, что немецкая армия снова пойдёт на Москву, о чём абвер знал или догадывался. И в 42 вермахт был ещё очень силен, за один день он смог пройти от Дона до Волги. Адольф был уверен. что его армия сможет сражаться на двух направлениях одновременно, но он не мог правильно переориентировать силы. На Кавказе немцы застряли, но они смогли перерезать путь по Волге, которая питала армию СССР топливом и маслом. Следовало перебросить все силы именно туда и развивать успех под Сталинградом. Но 6 армия получила приказ окончательно овладеть одним городом, что и было роковой ошибкой Гитлера. Солдаты и моряки, а также ополченцы заставили немцев ввязаться в ближние бои, где их артиллерия и авиация не могла действовать эффективно.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
21 октября 2010 в 14:01
В ходе уличных боев, таяли части вермахта, не получая подкреплений. Советские части несли не менее тяжелые потери и не только в городе, но и на переправе, но всё же получали всё необходимое для ведения боев. А в это время, по обводной железной дороге, построенной руками зеков, Красная Армия бесперебойно получала всё, что было необходимо для нормальной деятельности боевой техники. А ведь Паулюс выполнил приказ Гитлера и вышел к Волге, ему следовало предложить план переправки войск на другой берег реки и уничтожения желдороги. но он был штабным работником, который привык выполнять приказы поступающие сверху. что явилось важным, но неизвестным фактором обеспечившим успех операции "Уран".
0
Борис, 46 Atacama 21 октября 2010 в 16:34
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, что за "обводная" железная дорога? Где она проходила? Когда была построена?
0
Борис, 46 Atacama 21 октября 2010 в 17:04
Железнодорожная сеть в районе, прилегающем к Сталинграду, была развита слабо. С правобережной стороны к городу подходили три однопутные линии: с юго-запада от Тихорецкой, с запада – от Лихой и северо-запада – от Воронежа через Поворино – Иловлю. Пропускная способность их была низкая. Поэтому осенью и зимой сорок первого- сорок второго годов накануне великой битвы и в ходе ее велось невиданное по своим масштабам строительство стальных путей.
В январе 42 года вступила в строй почти 180-километровая линия Сталинград – Владимировка (Ахтуба), связавшая город с идущей по левому берегу Волги Рязано-Уральской железной дорогой. В августе 42 года открылось движение на линии Астрахань – Кизляр. В том же году скоростными темпами прокладывалась Волжская рокада - тысячекилометровая магистраль, соединившая Сталинград с Саратовом и далее с Сызранью, Ульяновском и Свияжском.
О том, как велось строительство, говорят документы, рассказывают участники событий.
Первый секретарь Сталинградского обкома партии в годы войны А. С. Чуянов так характеризует размах строительства:
«…Осенью 41 года принято решение о строительстве железной дороги Сталинград – Владимировка. Предстоит огромная работа. Уже прибыли первые посланцы НКПС, работники железнодорожного строительства № 10 во главе с Михаилом Леонтьевичем Бондаренко. Нам предстоит изыскать рабочую силу до 30 тысяч человек, мобилизовать сотни тракторов, бульдозеров, автомашин и закончить строительство к весне 42 года». [Чуянов А. С. На стремнине века. М.: Политиздат]

Вы об этой дороге? Я правильно Вас понял? Просто мне впервые встретился термин "обводная".
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону 21 октября 2010 в 19:23
Термин "обводная" - мой термин. Эта дороге была построена заключенными ГУЛАГа, но когда именно я, к сожалению не знаю. Однако мне точно известно, что из Баку к этой дороге, через море, переправляли железнодорожные цистерны с горючим. Они буксировались судами и охранялись кораблями Каспийской флотилии. Мой дед в это время работал на промыслах. он видел и знал. что по прибытии к месту назначения, цистерны вытягивались на рельсы, уходившие в воду. Эта дорога никак не была связана со Сталинградом и после того, как была завершена операция "Уран", она была заброшена, хотя шпалы и рельсы с неё впоследствии сняли.
0
Борис, 46 Atacama 21 октября 2010 в 17:21
"...ему следовало предложить план переправки войск на другой берег реки и уничтожения желдороги. но он был штабным работником, который привык выполнять приказы поступающие сверху."

Не думаю, что командующему армией требовалось чьё-то одобрение, чтобы раздолбать дорогу, при помощи которой противник восполнял потери в живой силе и технике, скорее это была его прямая обязанность.
Для чего переправлять войска на другой берег? Блокирование и уничтожение транспортных коммуникаций - дело авиации. Пехоте там делать нечего.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
21 октября 2010 в 19:35
Паулюсу обязательно было необходимо решение Гитлера, если речь идет не о том, чтобы разнести дорогу, а о том, чтобы организовать переправу через Волгу и развивать наступление, с целью захватить и расширить плацдарм. Целью этой операции было не уничтожение транспортных коммуникаций, которые питали город, но ликвидация этой обводной дороги. 38 км позволяли обойти без особых потерь опасный участок в районе Сталинграда и вывести необходимое топливо и ГСМ в том месте Волги, где немецкая авиация была неспособна достать дорогу и пристани.
0
Борис, 46 Atacama 21 октября 2010 в 19:52
Спасибо за высказанное Вами мнение. Если ещё есть размышления относительно этой или других тем - пишите, с интересом прочту.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
21 октября 2010 в 20:03
Вам известно, что в первые дни и недели окружения 6 армия имела все возможности для самостоятельного выхода из окружения? Но Гитлер сказал:"Нога немецкого солдата не уйдет с берегов Волги." Это решение Паулюс выполнил безукоризненно и погубил десятки тысяч солдат Германии.
0
Борис, 46 Atacama 21 октября 2010 в 20:31
По другую сторону фронта всё было гораздо хуже. Приказ Сталина "Ни шагу назад"... Ну, Вы в курсе... А "добрая" советская традиция брать всё лобовой атакой, когда можно обойти и раздолбать артиллерией с минимальными потерями в живой силе? По пренебрежению человеческими жизнями РККА не знала себе равных.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
22 октября 2010 в 00:13
Дело не в потерях. 6 армия могла бы выбраться из кольца и сама, но фюрер запретил ей это и обрек вермахт на тяжелое поражение. А что касается пренебрежения человеческими жизнями. то здесь я не согласен с вами полностью. До тех пор, пока шло освобождение своей территории, Сталин не желал знать о том насколько велики потери РККА. Но когда она начала освобождать Европу, он стал более серьёзно относиться к этому вопросу.
0
Алексей режиссер, 37 Москва
# ×
22 октября 2010 в 18:57
а я думаю что главной целью была сама волга.. т.к. через волгу можно подплыть к москве.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону 22 октября 2010 в 23:14
Волга - транспортная артерия. для того, чтобы через Волгу подойти к Москве, гитлеровцы должны были иметь хороший флот на реке. Но совершенно верно подмечено, что река выводила к Москве, что было удобно для доставки топлива и ГСМ к действующей армии. Других удобных транспортных магистралей тогда просто не было и оседлав реку на обеих берегах можно было лишить подвоза горючего и обездвижить технику РККА. В годы гражданской войны большевики предпринимали титанические усилия, чтобы обеспечить доставку горючего из Баку. Без него техника красных встала бы и доставлялось горючее именно по Волге.
0
Алексей режиссер, 37 Москва 23 октября 2010 в 01:04
ну да.. если бы они захватили Сталинград, отрезали бы пути снабжения... и могли бы поставить судострительные заводы... "красный октябрь" я так понял они не бомбили, а обстреливали.. то есть он им был нужен. так же и вокзал
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону 23 октября 2010 в 02:35
Была бы возможность. я полагаю они бы его и бомбили. Но что-то они хотели оставить, чтобы потом использовать для себя, это так. Ведь поначалу и Мурманск не бомбили, надеясь, что вермахт возьмёт его со дня на день.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
23 октября 2010 в 02:43
В своих наставлениях по военному делу древнекитайский полководец Сунь-Цзы написал:"Заведи войско в место смерти и оно одержит победу". В Сталинграде были все условия для того, чтобы погибнуть и защитники его развалин отлично это осознавали. Город был построен в степи, за спиной у них была река, переправа через которую была равносильна смерти. Полагаю, что мнение этого китайца, полностью оправдалось в Сталинграде.
0
эмиль, 52 Ростов-на-Дону
# ×
24 октября 2010 в 22:35
Для того, чтобы отвлечь внимание немецкого командования от Сталинграда, Жуков предложил организовать Павлово-Городищенскую операцию. Ему поручили руководство ею и об этих планах узнала наша разведка. У неё в немецкой разведке работал агент, который был заслан ещё до войны. После подготовки, абвер дал ему псевдоним "Макс" и отправил в советский тыл. Было решено через него передать подлинную информацию о наступлении, что немцами было использовано в полной мере. В результате наступление стоило больших жертв в советских частях. агент Макс был награжден. а удар под Сталинградом ошеломил немцев своей неожиданностью. Теперь не могу решить восхищаться ходом советской разведки или негодовать по поводу подобных действий?
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Чикаго, США
Пароль
558757
Перейти к знакомству