Создай анкету
или
войди через социальную сеть

У нас почти у каждого КОМПЛЕКС заключенного

Осмелюсь предложить в субботний вечер серьёзную тему.


Для тех, кому лениво читать - вкратце:
85 процентов граждан "не дееспособны" не де юре, а де факто.

И только 15 процентов пытаются взбить масло из молока
.



85% граждан России считают, что они не в состоянии на что-либо влиять

Все чаще говорится в последнее время о росте гражданского самосознания. Я тоже об этом много раз говорила: вот, к примеру, блогеры в буквальном смысле спасли девочку из далекой курганской деревни. Просто подняли в топ новость о том, что ей после двух сеансов химиотерапии отказали в дальнейшем лечении: «а потому что жалко дорогостоящих лекарств — все равно не выживет». Граждане из страны под названием «Яндекс» вынудили Минздрав вмешаться — девочка Лена Добрыдина вылечена от рака мозга, мечтает поступить на журфак МГУ.

Таких историй много, достаточно вспомнить студентку филфака МГУ Лизу Олексину, которая вместе со своими подругами организовала движение «Старость в радость». И концлагерь для пожилых в поселке Ямм Псковской области, где бабушки и дедушки просто умирали от грубо-пренебрежительного обращения персонала, прекратил свое существование. Девчонки вступили в войну с чиновниками, они просили кросс-поста, и страшные кадры происходящего увидели все. Пожилых людей перевезли в нормальные условия.

Можно здесь же вспомнить о волонтерах фонда «Подари жизнь» и многих других фондов, о донорах. О десятках автомобилистов, которые после аварии на Ленинском проспекте, понимая, что именно жертв могут объявить виновными (как, собственно, и произошло), приехали на место происшествия, рисовали схемы, искали свидетелей. Они вели собственное дотошное расследование, рассчитывали ширину разделительной полосы, вес машин. Результаты выложены в Интернете, а потому выводам расследования официального мало кто может поверить…

Можно и дальше перечислять приметы этого явления, говорить о недавних событиях, которые сегодня у всех и на устах, и на слуху, и радоваться: люди перестали быть равнодушными, страна втягивается в нормальное человеческое состояние. А директор аналитического центра Юрия Левады Лев Гудков сообщает тем временем, что, по самым свежим данным социологических опросов, 85% населения России считают, что они не в состоянии на что-либо влиять в стране. Следовательно, и ответственности ни за что не несут. Это что значит? Они не сочувствуют жертвам насилия, к примеру? Больным? Престарелым? Не хотят что-то делать, чтобы переломить ситуацию? Что за этой цифрой?

На вопросы «Новой» отвечают три эксперта — социолог, философ и психолог.

Комплекс заключенного
Лев Гудков, директор аналитического центра Юрия Левады:

— Эта цифра значит не то, что люди не сочувствуют жертвам, но они не готовы что-то из-за этого делать. Факты насилия вызывают ужас и равнодушие. Апатию, бессилие и ненависть. Психологи называют это состояние комплексом заключенного…
— Получается, что подавляющая часть населения страны живет с этим комплексом? Рост агрессии как-то связан с таким состоянием? Или агрессия идет не от «заключенных», а именно от властей, от силовых структур?

— Правила не могут нарушаться только одной группой. Ненависть к силовым структурам, рост коррупции, круговая порука, все это вместе ослабляет общепринятые правила поведения. Нормативная система общества расползается, как гнилая ткань. Настолько власть продавливала свою волю, блокируя любую возможность высказывать людям свое недовольство, что в чувствительных группах произошла некоторая радикализация насилия, агрессии. С одной стороны, на все негодования со стороны общества насылался ОМОН: к обманутым дольщикам, к людям, протестующим по какому-то поводу. С другой — возникли самодеятельные борцы: владивостокские партизаны, группа «Война», которая переворачивала машины, молодежь, которая пришла бить стекла в здании химкинской администрации.

— «Жемчужный прапорщик», проявивший хамскую агрессию, тоже получил в ответ побои. Просто никто уже не верит в то, что справедливости можно добиться через государственные структуры. Самосуд становится нормой поведения, и это как-то стремительно происходит.

— Это связано с разочарованием в реформизме. Траектория надежд сильно ослабла в период

экономического кризиса, напряжение прорвало все слабые точки. Ненависть и агрессия — оборотная сторона беспомощности и разочарований. Это везде проявляется, даже в семьях.

— Есть ли агрессия по отношению к властям?

— Наши опросы показывают, что люди у власти не вызывают у общества приятных чувств. В ответах определения такие: «корыстные, презирающие закон, циничные…». Трезвое, критичное отношение, но нет сильного протеста, как нет и восторга. Люди продолжают демонстрировать лояльность властям. Но тренд сегодняшнего дня — равнодушие. Люди покорны, потому что ситуация им представляется безальтернативной.

— Это результат какого-то специального управления общественным мнением?

— Технология управления общественным мнением сегодня у власти очень простая. Нейтрализуется или точечно репрессируется избирательно какая-то мешающая часть людей. Это с одной стороны. С другой — общественное мнение опускается с помощью ёрничества, стеба… Масса телевизионных передач о дураках в разных вариациях, высмеивается все подряд. Так снижается планка оценки всего происходящего, происходит деидеализация. Это не безобидные вещи, потому что буквально вдалбливается в головы: все продажные, все куплены, в любом, даже самом добром поступке есть только корыстные и грязные мотивы. Это позволяет легче управлять: а что протестовать, если все такие?

Они выбирают наручники
Владимир Порус, доктор философских наук, профессор:

— Лучше мириться со знакомым злом, чем «к бедству незнакомому стремиться». Страна революций наелась. Власть будет держаться, пока нефть не подешевела… Начнется нехватка всего и вся, и народ качнется, как это всегда бывает, к тем, кто обещает быстро исправить положение. А быстро — известно как: Бычков стал насильственным образом лечить, нашел огромную поддержку, превратился в героя.

— Да, он лечил больных наркоманией с помощью наручников… И за него заступились легенды рок-музыки, попросили президента взять дело под контроль.

— Страна выбирает, в лучшем случае, наручники для тех, кого считает врагами. Насилие — увечья и убийства будут продолжаться именно потому, что общественное сознание сегодня существует в таком жутком инфернальном виде: мертвая, каменная ненависть, замешанная на равнодушии.

Умонастроение или духонастроение — готовность принять простейшие способы искоренения зла — они известны столько, сколько существует мир: есть враги — их надо уничтожать, свои — поддержать. Но все, что было извечным, становится сейчас быстротекущим. Все меняется просто на глазах: какие-то там месяцы проходят, и все зло, казавшееся просто немыслимым, бурлит, кипит, социализируется. Падение цен на нефть или «падение» гречки может все резко изменить. Уровень агрессии, неспособность к критической самооценке, недостаток разумной рефлексии — вот в чем проблема.

Трезвая оценка себя или способность видеть причины зла прежде всего в себе начисто утрачены и никем не поддерживаются. Отдельные поползновения интеллигенции, если они попадают в фокус внимания, вызывают ненависть к тем, кто это говорит. В ответ — хватит каяться! Мы ни в чем не виноваты. Катынь? Это не мы. А если мы — то так и надо было. Переселение народов — так и надо было. В интересах народов. Годы манипуляций и поисков быстрых решений привели к необратимым изменениям в миропонимании, мироощущении людей. Люди больше не говорят о судьбе культуры, о судьбе страны… Важен только быстрый личный успех.

Я вижу рабскую ненависть и думаю, что нынешняя ситуация беспрецедентна. Люди испытывают недоверие и равнодушие даже к самим себе. Можно сравнивать ситуацию со второй половиной 20-х годов прошлого века, но только по форме. Тогда тоже были всякого рода шествия: «Yаш ответ Керзону!» и т.д. Но там была ненависть, замешанная на оптимизме: «Уничтожим врагов — начнется светлая жизнь». А здесь ненависть, замешанная на равнодушии, — специфическая ненависть.

Обученная беспомощность
Любовь Виноградова, психолог, исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации России:

— Да, общество перешагнуло некий пороговый уровень агрессии, и если это не остановить, будет заниматься саморазрушением. Просто может зашкалить настолько, что пойдут стихийные процессы… Легальные экстремисты индуцируют массовую агрессию.

— Вы имеете в виду так называемую прокремлевскую молодежь? Или всех, кто с позиции власти разговаривает языком насилия и ненависти: «найдем и уничтожим», «будет наказан», ну и так далее?

— Всех перечисленных. Страна, в конце концов, может просто захлебнуться в насилии. Потому что всего процентов пятнадцать людей в стране остается с поисковым поведением.Что значит
поисковое поведение?

— То есть не получилось здесь, попробую вот так, зайду с другой стороны… Человек делает что-то для того, чтобы улучшить положение дел, которое его не устраивает, ищет выход. Это нормальное, здоровое поведение. Но если таковых очень мало, значит, у нас страна людей с «обученной беспомощностью». В Россию это понятие привез в свое время психофизиолог Вадим Ротенберг. Было время, когда для того чтобы понять, что нужно, чтобы у человека было выработано поисковое поведение, стали ставить эксперименты методом от противного: людям давали решать заведомо нерешаемые задачи, уверяя их в том, что задачи решаемые. А потом давали решаемые, легкие, но они не справлялись…

«Обученную беспомощность» не так-то просто преодолеть. Людей в таком состоянии очень легко спровоцировать на любую агрессию.
автор статьи - Галина Мурсалиева
Кто читал? Поделиться
52

Комментарии52

0
Себастьян Перейра, 58 Канберра
# ×
20 ноября 2010 в 19:15
Я считаю что люди могут все,даже заставить власть уважать себя,но как сделать что бы люди начали уважать себя , перестали бояться и быть инертными я не знаю.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:22
Про потенциал я не говорю.. Очень даже может быть.. Но противостоять системе порознь.. А мы тут, на сайте пытаемся отношения завязать.. Да какое там.. Думаю, что последствием того, что описано в статье явилась дискредитация мужчин, обесценивание личности человека как таковой... Да и на нас, женщинах, сказалось..
0
Себастьян Перейра, 58 Канберра 20 ноября 2010 в 19:27
Личность не может быть обесцененной если она личность,толпа же всегда отвратительна.Гражданское правосознание-вздор,все проще,нужно уважать себя и людей.В Библии ясно сказано как нужно поступать что бы достойно жить-Поступай с другими так как ты хотел бы что бы поступали с тобой.И все.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:29
А что творится на работе? Каждый работодатель - князёк.. И хоть ты сто раз говори-провозглашай, что ты - личность.. Пшёл на кол! Будет вам ответ..
0
Себастьян Перейра, 58 Канберра 20 ноября 2010 в 19:38
Они правы,всегда найдутся штрейкбрехеры которые больше уважают деньги.Я не идеалист и не думаю что человека можно переделать,у Иисуса не получилось,куда уж мне,но я уверен что должно быть наоборот-85% должны быть "социально активны"(не люблю эти ни о чем и ни к чему термины)и только 15%-маргиналов.Но это в здоровом обществе,наше общество смертельно больно и вряд ли выживет.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:40
И опять - кто виноват? Старина Дёминг, основоположник принципа PDCA (планируй, делай, проверяй, воздействуй), утверждает, что в 98 процентах случав виновата система, и только в 2 процентах - человек!
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:57
Система создаёт условия для хамовитых руководителей, оставляя их безнаказанными, а нас - безработными..
0
Себастьян Перейра, 58 Канберра 20 ноября 2010 в 20:52
Сорри конечно,но я на американских деятелей клал,кладу и класть буду.Система?Это еще что такое?Это что то инопланетное?Это мы все и винить можно только себя.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 21:01
0
Себастьян Перейра, 58 Канберра 20 ноября 2010 в 21:05
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 21 ноября 2010 в 10:33
В данном случае стОит, наверное, поинтересоваться теорией управления... Прежде, чем класть на неё.. А то, выплеснув воду из тазика, выроним и ребёночка..
0
Себастьян Перейра, 58 Канберра 21 ноября 2010 в 11:02
Любая теория аргументирована и неплохо выглядит пока не начнется практика,в России американские теории вообще стоило бы запретить,с нашим то незнанием меры.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 21 ноября 2010 в 11:14
Вот Вы явно не знакомы с тем, про что я говорила.
0
Себастьян Перейра, 58 Канберра 21 ноября 2010 в 11:30
Не знаком и честно говоря не хочу знакомиться.Все "новые" теории чересчур аргументированы,а я привык что чрезмерная аргументация нужна для обмана.Не имею даже в виду обман осознанный,зачастую это просто не нужно.Все давным давно придумано и предложено,человеку осталось только следовать.
0
Борис, 46 Atacama
# ×
20 ноября 2010 в 19:21
"О десятках автомобилистов, которые после аварии на Ленинском проспекте, понимая, что именно жертв могут объявить виновными (как, собственно, и произошло...)"

Вот Вам и резюме всей этой беготни: КАК, СОБСТВЕННО, И ПРОИЗОШЛО
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:24
Да, ситуацию вывернули по принципу "как надо" ( а не "как есть" )..
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 19:28
Мне было бы интересно почитать статистику, в которой сказано не о том, сколько спасено людей в результате поднятого шума, а сколько загублено жизней в попытках пободаться с системой.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:30
Начиная со сталинских лагерей? Или еще раньше?
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 19:35
Зачем так глубоко копать? Можно за последнее десятилетие. Просто случаи, когда всё сдвинулось с места известны всей стране, а вот про тех, кто разбил себе лоб об стену неизвестно никому и ничего. Сдаётся мне, что их количество в десятки раз превышает число чудесно спасённых.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:38
Пора на памятник собирать.. жертвам борьбы с представителями органов власти .. Хотя, не смешно. Эти люди побились-побились и вернулись в 85 процентов искусственных пацифистов..
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 19:43
И я их прекрасно понимаю. Никто не хочет разбиться в лепёшку о "гомеостатическое мироздание".
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:53
Я тоже.. понимаю и не хочу.. Ибо понимаю и всю тщетность попыток.. Вижу конечный результат.. А тут и классический вопрос - "Что делать?" ("Кто виноват" - я выше обсудила, с Владимиром)
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 20:05
Что делать? Выбор всегда есть...
Главное под каким углом смотреть на вопрос.

Так:

ТРУСОСТЬ
Ёсано Акико

Сказали мне, что эта дорога
Меня приведёт к океану смерти,
И я с полпути повернула вспять.
С тех пор всё тянутся передо мною
Кривые, глухие окольные тpопы...
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 20:06
Или так:

А.С. Пушкин
(ИЗ ПИНДЕМОНТИ)

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, слова, слова, слова.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа -
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
- Вот счастье! вот права...
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:06
Избегание смерти физической приводит к смерти духовной.. Мне когда-то, еще в студенчестве, попалась в руки книга Кобо Абэ.. Оторваться не могла..
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 20:15
По-моему как-то наоборот должно быть: духовный рост приводит к индифферентному отношению к смерти тела.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:17
это я японскую поэзию прокомментировала так...
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:18
А тело.. в какой-то мере есть ограничитель свободы..
0
Борис, 46 Atacama 20 ноября 2010 в 20:37
У-у-у... Сейчас уйдём в обсуждение буддизма.
0
Алевтина, 58 Нерюнгри
# ×
20 ноября 2010 в 19:40
Люди живут как мыши в клетках. И всего боятся. Больно слышать, когда побоялись выйти на улицу, слыша плачь ребенка. И лишь престарелая женщина спасала его от своры собак, когда инвалид на коляске схватывается с грабителем, а здоровые парни стоят и смотрят,,. О чем же говорить? В чем винить систему? Надо прежде всего в себя заглянуть.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:43
Аля.. если бы было так просто.. Ломают людей, вдалбливают через СМИ ложные ценности.. Вы когда нибудь доброе дело пытались сотворить? Не в смысле бабульку перевести через дорогу.., а такое, чтобы по инстанциям походить..
0
Алевтина, 58 Нерюнгри 20 ноября 2010 в 19:50
Согласна с Вами, что через СМИ вдалбливаются ложные ценности. Но ведь не все ломаются. По инстанциям лично не приходилось ходить. Но большое начинается с малого.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:51
Да тьфу-тьфу, в малом люди радуют..
0
Натали, 47 Новороссийск 20 ноября 2010 в 20:07
да картина безрадостная,просто в большинстве жизненная позиция я как все,равнодушие стало нормой жизни.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:14
Мне не интересно в толпе.. как все.. рамки-ограничения..
0
Натали, 47 Новороссийск 20 ноября 2010 в 20:45
конечно каждый хочет быть личностью хозяином своей жизни,но к сожалению хотим мы этого или нет на нашу жизнь оказывает влияние наше окружение
0
Павел, 45 Углич
# ×
20 ноября 2010 в 19:41
Замечательный пост! Не знаю, читал ли кто Амирэджиби, Дата Туташхиа, так там этот самый Дата, умница и герой, очень просто пояснил способность человека к Поступкам. Это дело привычки, сперва для себя самого шок, а потом легче и совсем легко и весело. Мы просыпаемся, и уже сейчас у многих из нас срабатывает "я опять быдло?ну уж нет, не в этот раз".
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 19:49
Да.. у меня у самой ощущение, что каждый день и до сих пор "выдавливаю из себя раба по капле".. Прям как в подкорку подсадили программу с раннего детства.. Действовать надо по правилам.. Старшие - гуру.. Ну и т.д. А жизнь по своим местам всё расставляет.. спомнилася отрывок одного из первых фильмов про Г.Поттера.. когда его учили правилам волшебства.. А потом от матёрого волшебника прозвучала фраза - "Ну вот.. теперь ты знаешь правила.. Но ценность не в этом, а в том, чтобы научиться эти правила нарушать.."
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 20:16
Вот-вот. Заметь,например,как подготавливают к рабству всякие привычные социальные институты, школа, медицина и тд.. Существующая общеобразовательная школа не столько дает знания для последующего успешного зарабатывания, вообще счастья в жизни, сколько выхолащивает и уводит в сторону от самостоятельности. Медицина.. Будто не жили раньше наши прадеды и прабабушки своим умом и своим здоровьем, а нас все пытаются снова прикрутить к "социалке", а мы же видим сами все, и как получают пенсионеры за свой пожизненный труд, и как нас обещают лечить, а взамен на лечение еще и чипировать.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:20
Эх.. опять всплывает тема удаленного мною поста - "Остановите Землю, я сойду".. Груустно..
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 20:24
А ведь выход есть.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:25
С этого места поподробнее)) Я уселась поудобнее.. Пожалуйста..
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 20:31

Пример номер 1.)
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:33
Нас не догонят?
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 20:36
Они не гоняются за теми, кто их презирает.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:39
А когда же пример номер два будет?
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 21:01

Пример номер 2. Он знает, что будет спрос.
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 21:10
А номер три ждать?
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 21:20
А на третье вопрос от твоей праправнучки, или моей.. А расскажи, что надо делать, чтоб жить на свободе?
0
Павел, 45 Углич 20 ноября 2010 в 23:29
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 21 ноября 2010 в 09:58
Будем жить! Доктрина Далласа не пройдёт!
0
Пчела МайЯ' ml, 46 Волгоград 20 ноября 2010 в 20:37
Правило чертёнка номер 13: Люби себя, наплюй на (них) всех, и в жизни ждет тебя успех!
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Ньюарк, США
Пароль
882884
Перейти к знакомству