Создай анкету
или
войди через социальную сеть

Ноктюрн Арно Бабаджаняна




Этого необычайно талантливого композитора обожают миллионы слушателей не только на родине, но и за ее пределами. Его добрые, трогательные, эмоциональные, пронизанные радостью жизни, и порой печальные песни пели и продолжают петь многие эстрадные исполнители армянской и русской сцены. Он прожил очень сложную жизнь, долгие годы боролся с неизлечимой болезнью, однако, при этом не переставал создавать музыку, дарившую радость людям, музыку, ставшую лекарством для него самого…

Сегодня великому армянскому композитору Арно Бабаджаняну исполнилось бы 90 лет.

Арно Арутюнович Бабаджанян родился 21 января 1921 года в Ереване. Позднее его отец сознательно поменял дату рождения сына на 22-е число. Времена были непростые и соседи запросто могли донести, что в день смерти Ленина у Бабаджанянов в доме веселье.

Уже в 3-4 года проявились исключительные способности будущего композитора. Бабаджанян любил рассказывать о случайной волшебной встрече в детском саду: “Однажды к нам пришел человек и попросил нас спеть, чтобы понять – у кого есть слух. Я тоже спел и одновременно хлопал под ритм. Он послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что этого человека звали Арам Ильич Хачатурян”. Великий композитор был прав: первое своё музыкальное произведение Бабаджанян написал уже в 9 лет.

Диапазон музыкальной деятельности композитора обширен. Он писал не только эстрадные песни, но и концерты, в числе которых “Героическая баллада” для фортепиано с оркестром, “Фортепианное трио”, “Соната для скрипки и фортепиано”, “Шесть музыкальных картин”. Бабаджанян много работал в области инструментального джаза, музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы “Дядя Багдасар”, “Невеста с Севера”, “В горах моё сердце”.

Особый феномен представляет собой киномузыка Бабаджаняна. Песни, написанные им для фильмов, словно живут самостоятельной жизнью. Композитор успешно сотрудничал с поэтом Робертом Рождественским, певцами Муслимом Магомаевым, Иосифом Кобзоном, Леонидом Дербеневым ( “Ноктюрн”, “Королева красоты”, “Голубая тайга”, “Улыбнись”, “Будь со мной”, “Встреча”, “Воспоминание”, ”Позови меня”, “Свадьба”, “Год любви”). Большую славу Бабаджаняну принесли песни из фильма “Песня первой любви”. И не всем известно, что давно ставшей народной “Серенаду” (“Երևանի սիրուն աղջիկ”) тоже написал Бабаджанян.

“Первые же песенные опусы убедили меня в том, что этот музыкальный жанр искусства не прощает бездумного отношения к себе. Наоборот, он требует углубленности и такой же полной творческой самоотдачи, как и “серьезные” формы: будь то соната для скрипки или концерт для фортепиано. И еще мне стало очевидным, что автору песни нельзя оставаться безликим: любая его песня непременно должна нести в себе черты его творческой индивидуальности”, – говорил композитор.

Ни одна из его песен не родилась “просто так”, без определенного повода, утверждал он. По словам Бабаджаняна, едва ли не каждая из них – своеобразный репортаж о том или ином жизненном впечатлении: “Вот как, к примеру, появилась песня «Позови меня». Однажды молодой моряк прислал мне письмо и стихи. В письме рассказывалась грустная история о том, что любимая девушка покинула его. Он горячо просил меня написать песню на сочиненные им стихи, потому что наивно верил, что только так он сумеет вернуть любовь этой девушки. Я согрешил лишь в том, что не использовал этих стихов: они показались мне куда менее поэтичными, чем его письмо. Но вот стихи Роберта Рождественского очень точно отвечали этой неувядаемой теме. Моряку же я написал, что песню «Позови меня» я посвящаю его чистой любви”.

Песни Бабаджаняна для многих – музыка жизни. Они сопровождают нас всегда, гармоничные и светлые. Бабаджанян и сам часто повторял, что лучше всего ему удаются лирико-драматические песни: “Не стыжусь признаться, что не пытаюсь делать в этой области каких-либо “открытий”. Мои песни – о любви, о радости, о грусти, о тех вечных и простых человеческих эмоциях, о тех высоких чувствах, которые веками воспевались, воспеваются и, по всей вероятности, будут воспеваться в песенном искусстве”.

В честь композитора открыт и действует “Фонд памяти Арно Бабаджаняна”, руководят которым его сын – композитор, певец и актёр Ара Бабаджанян (Президент фонда), и поэт, журналист, певец Владимир Попков (Генеральный продюсер). Фонд поддерживает молодые таланты, организует вечера и ежегодные Фестивали музыки Арно Бабаджаняна.

Коллеги и друзья о композиторе:

“Песни Арно Бабаджаняна снимают с людей усталость, придают им новые силы, помогающие людям преодолевать трудные тропы в восхождении, называемом просто и прекрасно – жизнь”.

Евгений Евтушенко


“Чувствовалась в его творчестве молодость, благородство. Пианист – это был удивительнейший пианист, у него рояль звучал чисто по-своему, по-бабаджаняновски. Это был другой музыкальный инструмент, не просто рояль, а какой-то очень серьезный, строгий, величественный, если надо, даже печальный инструмент. А его игра была торжественной, печальной, если надо веселой. У него были огромные сильные пальцы. Непонятно было, что как из-под этих пальцев вылетали звуки настолько нежные, если надо было, а иногда громовые звуки, фортиссимо. Его рояль мог заменить целый симфонический оркестр. А мелодии его шли из самой души, были доступны и понятны широчайшему кругу слушателей, преимущественно русских людей. Были интернациональны по своему колориту. Душа его принадлежала всему человечеству. Интернациональный, по-хорошему космополитичный.

Владимир Шаинский

”Это настолько одаренный был человек, с которым просто общение доставляло огромное удовольствие. Человек с нескончаемой энергией, от которого эта энергия просто шла и передавалась всем окружающим, с прекрасным чувством юмора. Несмотря на то, что я тогда была маленьким ребенком, все равно он со мной общался, и эти впечатления до сих пор для меня очень ценные”.

Араксия Мушегян

“Я много работал с Бабаджаняном, это был настолько влюбленный в жизнь человек, в нем было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян на все времена остался композитором света и радости”.

Андрей Дементьев

“Недостатки – это продолжение наших достоинств. Темперамент Арно, его спешка в самовыражении граничили с тем, что можно назвать сочинительской жадностью. И при этом он словно обкрадывал себя, опережая события. Поэтому он “утопил” немало хороших своих песен: едва родившись, они оставались за бортом популярности.

Мелодии “поджимали” его, рождаясь одна за другой. Арно смотрел на меня из-под кустистых бровей “домиком” и с наивностью гения-подростка объяснял:

- Понимаешь, старик, я взял и написал другую мелодию. И она — лучше! Ведь лучше?…”

Муслим Магомаев

…Арно Бабаджанян тяжело и долго болел, а в 1983 году его не стало. 1 ноября того года в Камерном театре должна была быть премьера, ждали Роберта Амирханяна. Он приехал с получасовым опозданием и, не говоря ни слова, прошел на сцену и начал играть… Зал встал- все поняли, что Арно Арутюнович скончался. Со дня его смерти прошло боле четверти века, но его песни до сих пор живут в сердцах людей, увековечивая память об одном из самых талантливых композиторов Армении.

Кто читал? Поделиться
7

Комментарии7

0
Светик, 46 Ульяновск
# ×
22 января 2011 в 20:04
0
Ильдар, 38 Магнитогорск 22 января 2011 в 20:05
спасибо
0
Оксана, 36 Москва
# ×
22 января 2011 в 20:12
Это мелодии на века!!!
0
Ильдар, 38 Магнитогорск 23 января 2011 в 15:29
согласен
0
Ольга, 47 Санкт-Петербург
# ×
22 января 2011 в 20:23
спасибо
0
Ильдар, 38 Магнитогорск 23 января 2011 в 15:30
и Вам спасибо
0
Ильдар, 38 Магнитогорск 23 января 2011 в 15:30
и Вам спасибо
Ваше имя
Эл. Почта
День рождения
Ваш город
Чикаго, США
Пароль
949549
Перейти к знакомству