Я обожаю сериалы, в том числе — типичные «женские» мелодрамы. В детстве я засматривалась «Клоном» и «Диким ангелом», а «Секс в большом городе» обожаю до сих пор. И тем не менее считаю, что для неокрепшей психики такие шоу — как стакан лимонного сока на голодный желудок. Ведь под соусом красивой истории нам транслируют далеко не самые здоровые модели поведения. Я нашла, как минимум, пять.
Сразу оговорюсь, что речь идёт не обо всех женских сериалах, а лишь о некоторых, большинство из которых были популярны в 90-х и 00-х годах. Но эти идеи встречаются на экранах до сих пор.
Идея №1. Жизнь = боль
Типичная главная героиня — женщина-страдание. Страдает она от всего: непонимания и снобизма окружающих, травмирующего личного опыта, обстоятельств, мужчин и, конечно же, от любви.
Разумеется, любой сюжет строится на конфликте разумеется. И прекрасно, когда у героини возникает проблема, она ее обдумывает и решает, как взрослый человек, становясь при этом на ступеньку выше и взрослее, чем была. Такие сюжеты воспитывают в зрителе силу духа, учат брать ответственность за своё счастье и дают заряд мотивации.
Но во многих женских сериалах ничего такого нет. Героиня «решает» проблемы в основном тем, что смущает окружающих своими импульсивными поступками, вечно чем-то жертвует и страдает. Если это не помогает, то жертвует и страдает активнее, изо всех сил. И выбирается из этого болота лишь благодаря кому-то: подругам, мужчинам, покровителям или просто удачно сложившимся обстоятельствам. Настоящая магия для типичной девы в беде.
Разумеется, любой сюжет строится на конфликте разумеется. И прекрасно, когда у героини возникает проблема, она ее обдумывает и решает, как взрослый человек, становясь при этом на ступеньку выше и взрослее, чем была. Такие сюжеты воспитывают в зрителе силу духа, учат брать ответственность за своё счастье и дают заряд мотивации.
Но во многих женских сериалах ничего такого нет. Героиня «решает» проблемы в основном тем, что смущает окружающих своими импульсивными поступками, вечно чем-то жертвует и страдает. Если это не помогает, то жертвует и страдает активнее, изо всех сил. И выбирается из этого болота лишь благодаря кому-то: подругам, мужчинам, покровителям или просто удачно сложившимся обстоятельствам. Настоящая магия для типичной девы в беде.
Идея №2. Любовь = боль
Точнее, сначала — безграничное счастье, потом — безграничная боль, и так по кругу. Большую часть экранного времени героиня находится в двух состояниях — любовной эйфории и лютой депрессии. Иногда бывают моменты спокойствия и честной саморефлексии, но это обычно ненадолго.
При просмотре сериала залпом может сложиться впечатление, что героиня страдает биполярным расстройством в лёгкой форме, но нет, показалось, это просто Настоящая Любовь, она ведь такая (нет).
Всё это даёт ложное ощущение, будто страдать в любви — это ок. А счастье обязательно должно быть выстраданным, иначе грош ему цена. Но в реальной жизни самые долгие и счастливые отношения — простые, как пряничек. Конечно, в них тоже бывают кризисы, ссоры и разногласия, но всё же они наполнены теплом и уважением, а не ревностью, ложью, сомнениями и манипуляциями.
Точнее, сначала — безграничное счастье, потом — безграничная боль, и так по кругу. Большую часть экранного времени героиня находится в двух состояниях — любовной эйфории и лютой депрессии. Иногда бывают моменты спокойствия и честной саморефлексии, но это обычно ненадолго.
При просмотре сериала залпом может сложиться впечатление, что героиня страдает биполярным расстройством в лёгкой форме, но нет, показалось, это просто Настоящая Любовь, она ведь такая (нет).
Всё это даёт ложное ощущение, будто страдать в любви — это ок. А счастье обязательно должно быть выстраданным, иначе грош ему цена. Но в реальной жизни самые долгие и счастливые отношения — простые, как пряничек. Конечно, в них тоже бывают кризисы, ссоры и разногласия, но всё же они наполнены теплом и уважением, а не ревностью, ложью, сомнениями и манипуляциями.
Идея №3. Дружба? Не, не слышала
В плане дружбы во многих женских сериалах мы видим один из трёх вариантов:
Вариант 1. У главной героини нет близких друзей. Ей некогда дружить, ведь надо страдать.
Вариант 2. У героини есть друзья, но непонятно, как так вышло. Ведь всю дорогу они старательно выполняют роль жилеток и фей-крёстных. А взамен получают или ничего, или пренебрежение их мнением, проблемами и договорённостями.
Вариант 3. У героини есть подруги, но они сильно уступают ей по всем фронтам и нужны больше для фона — оттенить её красоту/ ум/ доброту или лучше показать её уникальные (ну естественно) страдания.
Если в подобных сериалах и затрагивается тема дружбы, то она выдает в героине довольно эгоцентричного человека, который зациклен на своих проблемах. Но всё это неважно, ведь героиня такая прекрасная, а любовь такая любовная, что друзья всё понимают.
Только вот в реальной жизни над дружбой надо работать — помогать, поддерживать, как-то участвовать в жизни друзей, иногда быть и в роли жилетки, и в роли феи-крёстной. А от королевы бала, которая постоянно тянет внимание на себя, все довольно быстро устают.
Идея №4. С «плохими парнями» интереснее
Чем проблемнее главный герой, тем лучше. Эмоционально холодный сноб? Нам подходит! Бабник? Дайте два! Нерешительный хлебушек с кучей проблем? Ну как такого не любить! Женат или есть невеста — вообще идеально, будет повод пострадать.
К нормальным мужчинам с устойчивой психикой героиня обычно относится прохладно. Хотела бы полюбить, да никак, они ведь такие скучные — работают свою работу, любят, не изменяют. Ну кому это надо?
Куда интереснее отдать несколько лет жизни тому, кто никак не может решить, нужна ты ему или нет. Зато весело — что ни день, то сюрприз. К тому же, очаровательного бэд боя всегда можно перевоспитать, «спасти», женить (нужное подчеркнуть). И тогда все кругом обзавидуются.
В плане дружбы во многих женских сериалах мы видим один из трёх вариантов:
Вариант 1. У главной героини нет близких друзей. Ей некогда дружить, ведь надо страдать.
Вариант 2. У героини есть друзья, но непонятно, как так вышло. Ведь всю дорогу они старательно выполняют роль жилеток и фей-крёстных. А взамен получают или ничего, или пренебрежение их мнением, проблемами и договорённостями.
Вариант 3. У героини есть подруги, но они сильно уступают ей по всем фронтам и нужны больше для фона — оттенить её красоту/ ум/ доброту или лучше показать её уникальные (ну естественно) страдания.
Если в подобных сериалах и затрагивается тема дружбы, то она выдает в героине довольно эгоцентричного человека, который зациклен на своих проблемах. Но всё это неважно, ведь героиня такая прекрасная, а любовь такая любовная, что друзья всё понимают.
Только вот в реальной жизни над дружбой надо работать — помогать, поддерживать, как-то участвовать в жизни друзей, иногда быть и в роли жилетки, и в роли феи-крёстной. А от королевы бала, которая постоянно тянет внимание на себя, все довольно быстро устают.
Идея №4. С «плохими парнями» интереснее
Чем проблемнее главный герой, тем лучше. Эмоционально холодный сноб? Нам подходит! Бабник? Дайте два! Нерешительный хлебушек с кучей проблем? Ну как такого не любить! Женат или есть невеста — вообще идеально, будет повод пострадать.
К нормальным мужчинам с устойчивой психикой героиня обычно относится прохладно. Хотела бы полюбить, да никак, они ведь такие скучные — работают свою работу, любят, не изменяют. Ну кому это надо?
Куда интереснее отдать несколько лет жизни тому, кто никак не может решить, нужна ты ему или нет. Зато весело — что ни день, то сюрприз. К тому же, очаровательного бэд боя всегда можно перевоспитать, «спасти», женить (нужное подчеркнуть). И тогда все кругом обзавидуются.
Идея №5. В конце все поженятся и будут счастливы навсегда
Большинство таких сериалов заканчиваются свадьбой или предложением руки и сердца. Растроганные зрители утирают слезы радости под финальные титры; складывается впечатление, что свадьба главных героев — это именно то, ради чего мы все здесь собрались. Всё, хэппи-энд. Как будто после торжества герои резко вырастут в эмоциональном плане, избавятся от своих психологических проблем и заживут душа в душу.
Но в реальной жизни свадьба — это только начало, а самое сложное и интересное — как раз впереди.
Кроме того, возникает вопрос: почему героиня всегда должна быть счастлива именно таким способом и именно с этим мужчиной, который ей за сотню серий все нервы истрепал? Почему не с тем приятным парнем из 50-ой серии или с кем-то новым, любящим и адекватным? Или вообще без мужа, в окружении любимых друзей, детей, с прекрасной карьерой и светлыми планами на будущее?
Кстати, автор «Секса в большом городе» Кендес Бушнелл хотела закончить историю Кэрри Брэдшоу именно так (только без детей). По ее словам, в реальной жизни Мистер Биг никогда бы не женился на Кэрри. Но она понимала, что такой финал очень расстроит читателей, поэтому переписала концовку.
Даже если отбросить культивирование идеи о замужестве как самоцели и решении всех проблем, получается, что такие сериалы как бы намекают женщине: «Дорогая, невозможное возможно, терпи и не сдавайся, надо только очень сильно захотеть и хорошенько пострадать».
Большинство таких сериалов заканчиваются свадьбой или предложением руки и сердца. Растроганные зрители утирают слезы радости под финальные титры; складывается впечатление, что свадьба главных героев — это именно то, ради чего мы все здесь собрались. Всё, хэппи-энд. Как будто после торжества герои резко вырастут в эмоциональном плане, избавятся от своих психологических проблем и заживут душа в душу.
Но в реальной жизни свадьба — это только начало, а самое сложное и интересное — как раз впереди.
Кроме того, возникает вопрос: почему героиня всегда должна быть счастлива именно таким способом и именно с этим мужчиной, который ей за сотню серий все нервы истрепал? Почему не с тем приятным парнем из 50-ой серии или с кем-то новым, любящим и адекватным? Или вообще без мужа, в окружении любимых друзей, детей, с прекрасной карьерой и светлыми планами на будущее?
Кстати, автор «Секса в большом городе» Кендес Бушнелл хотела закончить историю Кэрри Брэдшоу именно так (только без детей). По ее словам, в реальной жизни Мистер Биг никогда бы не женился на Кэрри. Но она понимала, что такой финал очень расстроит читателей, поэтому переписала концовку.
Даже если отбросить культивирование идеи о замужестве как самоцели и решении всех проблем, получается, что такие сериалы как бы намекают женщине: «Дорогая, невозможное возможно, терпи и не сдавайся, надо только очень сильно захотеть и хорошенько пострадать».
Но вообще-то нет, не надо. Надо любить себя, работать над собой, решать свои проблемы и учиться отпускать людей, которые перманентно делают тебе нервы. А за каждым «отпущенным» главным героем будет новый герой и новая, куда более счастливая, история любви.
А как вы относитесь к женским сериалам? Есть у вас любимые и какие идеи — полезные или не очень — вы в них замечали?