Создай анкету
или войди через

Ваша картинная галерея

Образование, Открытое сообщество, Создано 21.09.2017
Всего: 164 участника
Сейчас онлайн: 11 участников
3.7 Бытование серебряной посуды (продолжение).
Продолжаю обсуждать: 3.6 Бытование серебряной посуды.
Ваша картинная галерея 08.08.2018 в 19:54
Не было, кажется, такого уголка в древней Руси, где не работали бы золотых и серебряных дел масте­ра. В царских и патриарших мастерских, на посаде, в Серебряном ряду, в поместьях крупных феодалов и в маленьких монастырских мастерских горел огонь в горнах, плавили, ковали и чеканили серебро, вытя­гивали блестящие нити тонкой, мягкой проволоки. Большие серебряные сосуды и золотые украшения делались только для избранных — для великокняже­ского и царского дворца, для крупных светских и цер­ковных феодалов, для столичных соборов и богатых монастырей, куда они попадали как царские или бо­ярские вклады и где обычно пользовались деревянной или оловянной утварью.

продолжение в комментах.
Никуда-не-тороплюсь, 49
5
17
0
Никуда-не-тороплюсь, 49 Челябинск
# ×
8 августа 2018 в 20:51
В столице же сложный церемониал внутренней жизни дворца требовал множества золотых и серебря­ных изделий, которые выполнялись большим штатом мастеров: нужны были посуда, оправы на оружие, на седла, на колчаны, налучья для выездов на охоту, конские уборы; драгоценные оклады с жемчугом и самоцветами на иконы, бывшие непременной принад­лежностью жилищ; церковная утварь, оклады книг и лампады для соборов Московского Кремля и внут­ренних дворцовых церквей; ларчики для украшений и коробочки для белил и румян; оправы для зеркал, из суеверного страха закрывавшихся серебряными крышечками; украшенные чернью и резьбой ложки; серебряные клетки для попугаев, в XVII в. служив­ших потехой для царицы и царевен, скучавших в те­ремах; игрушки и кольца к колыбели новорожденно­го; серебряные чернильницы; серебряные зубочистки и «уховертки», золотые перстни, нашивки, пряжки, застежки, серьги, пуговицы. Невозможно перечислить все многообразие драгоценных вещей, выходивших из рук мастеров золотого и серебряного дела, собранных в XVII в. в мастерских Московского Кремля.
Национальное своеобразие русского золотого и се­ребряного дела обусловлено многовековыми традици­ями, сложившимися в творчестве многих и многих поколений мастеров из народа. Древнерусская золо­тая и серебряная посуда повторяет спокойные, мягко-округлые формы народной деревянной и керамиче­ской утвари, на протяжении многих столетий быто­вавшей в широких слоях населения. Эти формы всегда правдивы, лишены надуманности, тесно связа­ны с прямым назначением предмета. В них нет ниче­го нарочитого, и чувствуется здоровая сила подлин­ного народного творчества.
В устойчивых, удобных для пользования, низких широких серебряных чашах, в братинах с почти ша­рообразным туловом, иногда завершенным крышкой, придающей им сходство с позолоченными лукович­ными главками церквей, в стройных ладьевидных ковшах — то же удивительное величавое спокойствие, та же плавность лаконичных линий и вместе с тем логика и рациональность форм, как и в деревянной народной утвари.
Умение обработать форму и поверхность предмета так, чтобы с наибольшей силой зазвучала красота материала и выявились его особенности, — это одна из важнейших задач, стоящих перед мастерами при­кладного искусства. Древнерусские ювелиры умели не только почувствовать эту красоту, но они в совер­шенстве владели средствами показать лучшие каче­ства золота и серебра. Они любили оставлять много глади не покрытого орнаментом металла, на поверх­ности которого сохраняются следы многочисленных ударов ковавшего его молота. В их руках металл приобретал после долгой, тщательной проковки тот приглушенный мерцающий блеск, который составля­ет одну из привлекательнейших особенностей древне­русской золотой и серебряной утвари. Они умело чередовали серебряные и покрытые мягкой позолотой детали, выделяли блестящие чеканные узоры, слегка опуская фон и делая его матовым....
0
Никуда-не-тороплюсь, 49 Челябинск
# ×
8 августа 2018 в 21:06
Типологический словарь золотых и серебряных изделий
ПОСУДА И УБРАНСТВО СТОЛА
Вилка — в зависимости от своего назначения и времени изготовле­ния имела разное число зубьев (два, три, четыре) и делалась раз­личной формы. В России вилки начали делать с конца XVII в.
Вилка столовая —в XVII и в на­чале XVIII в. была с двумя зубья­ми. В XVII в. черен почти цилин­дрической формы, слегка расши­ренный к концу. В XVIII в. черен часто делается со слегка загнутым концом. В конце XVIII и в XIX в. столовую вилку делали сплошь серебряной, с тремя зубьями и плоским череном, расширяющимся к концу. Вилки с четырьмя зубья­ми встречаются в XIX—XX вв.


Вилка десертная и для фруктов — отличается от столовой меньшим размером: чтобы зубья не окисля­лись, их иногда золотили. Бытует с конца XVIII в.

Вилка для рыбы — широкая, с ко­роткими тремя-четырьмя зубьями. Иногда на расширенном конце черена или около зубьев выреза­лось изображение рыбки. Бытует с XIX в.

Вилка для салата — делалась из кости рога или дерева, с серебря­ным череном. Бытует с XIX в.

Вилка для лимона — очень малень­кая, различной формы. Бытует в XIX—XX вв.



Воронок — сосуд для хранения на­питков в форме кувшина, на под­доне, с рукоятью и плоской крыш­кой. Бытует в XVI—XVII вв.

Горчичница — обычно состояла из стеклянной вставки (белого или цветного стекла) и прорезной ци­линдрической оправы с подъемной крышкой. По краю крышки — от­верстие для ложечки. С XIX в. горчичница является частью сто­лового судка (см. судок).


0
Никуда-не-тороплюсь, 49 Челябинск
# ×
8 августа 2018 в 21:25
Достокан — древнерусское наиме­нование стакана (см. стакан), встречающееся в XVI—XVIII вв.

Ендова — сосуд в форме большой братины (см. братина) с носиком по верхнему краю. Из ендовы на­ливали в питьевые сосуды вино, пиво, мед, брагу и другие напит­ки. Размеры ендовы были различ­ны. Бытовала в древней Руси до конца XVII в.

Игла для жаркого или дичи — в виде стержня, один конец кото­рого заострен, другой — закончен литой петлей, пером или фигуркой птички. Втыкалась в жаркое для украшения. Бытует с XIX в.
Кабаре — серебряные графин и стаканы для вина (шесть или двенадцать) на подносе. Бытует в XIX—XX вв.

Каркара — грузинский сосуд для вина шарообразной формы, с длин­ным витым изогнутым горлышком, законченным воронкообразным расширением, закрытым пластин­кой с небольшими отверстиями. Каркара бывает разного размера, как маленькая, так и величиной с человеческую голову. На шарооб­разном тулове — чеканные изобра­жения или орнамент. Форма каркары, по-видимому, произошла от плода тыквы, срезанный стебель которой, высыхая, изгибается, штопорообразно завиваясь.

Кнопка для сыра — гладкая кноп­ка с круглой, слегка погнутой шляпкой и плоской раздвоенной ножкой. Кнопка втыкалась в сыр и служила упором для пальца при нарезании сыра. Бытует с XIX в.

Ковш — низкий, широкий, ладье­видный сосуд для питья, напоми­нающий по силуэту плывущую утку, овальный или круглый, с вы­соко приподнятой ручкой. Отогну­тый конец ковша носит название «пелюсть». Это испорченное слово «лепесть», т. е. лепесток, которым в XVI в. обозначали отогнутый конец ручки ковша, напоминаю­щий по форме листик ивы.

Первое упоминание о золотом ковше и первое его изображение относятся к XIV в. Золотые и серебряные ковши бытовали как питьевая по­суда до последней четверти XVII в. В конце XVII в., в XVIII и пер­вой четверти XIX в. ковши слу­жили предметом «пожалования» за различные заслуги. На «жало­ванных» ковшах вырезали дату, имя награжденного правительст­вом, за какие заслуги дана на­града.

Из ковшей пили мед, один из наиболее распространенных на­питков древней Руси. В погребах ковши служили определенной ме­рой, и ими пользовались для за­черпывания из бочек; в церковном быту ковши употреблялись для питья освященной воды. Утрата практического значения ковшей вызывает
изменение их формы — ковши иногда приподни­маются на поддон или ножки в виде шариков. Ковши середины и второй половины XVIII в.—это иногда очень своеобразные, мас­сивные овальные сосуды с волни­стым краем высоких стенок, с си­дящими на узких концах двумя крупными литыми орлами, кото­рые держат в клювах ветку или венок. Они только по традиции могут сохранять название ковшей, так как по форме и украшениям это чисто декоративные вазы, не имеющие ничего общего с древ­нерусским ковшом. В XIX и на­чале XX в. в поисках националь­ных русских форм делают парад­ные серебряные ковши, украшен­ные резьбой, чеканкой, чернью и эмалью с модернизированным ор­наментом «в русском стиле». Эти декоративные ковши служат сосудами для вина и фигурируют в качестве призов и подносных предметов.

0
Никуда-не-тороплюсь, 49 Челябинск
# ×
8 августа 2018 в 21:35
Кольцо для салфетки — круглой или овальной формы кольцо, в ко­торое вкладывалась столовая сал­фетка. На кольце часто помеща­лась монограмма владельца или вырезалась дарственная надпись. Бытует с XIX в.




Корчик — небольшой ковшик, при­поднятый на поддон, овальной формы, с припаянной литой полкообразной ручкой. Внутри и сна­ружи украшался чеканными изо­бражениями, для чего стенки де­лались иногда двойными. На дне помещалась круглая бляха (ми­шень) и на ней иногда на шпиньке фигурка птицы или зверька. Приподнятый носик корчика укра­шался бутоном или маскароном. По венцу корчика часто выреза­лась надпись с именем владельца или нравоучением.



Кофейник — сосуд разнообразных форм (грушевидной, в форме сплющенного шара или усеченно­го конуса и т. п.), с высоким но­сиком, боковой рукоятью, подъем­ной крышкой. Рукоять и пуговка на крышке часто делались цели­ком или с прикладками из дерева или кости. В России кофейники стали делать со второй трети XVIII в.

Часто по одной форме нельзя от­личить кофейник от чайника, тогда надо заглянуть внутрь: если носик отделен от тулова пластинкой с мелкими отверстиями, то это чай­ник; у кофейника же носик не­посредственно соединяется с туловом.

Кружка — сосуд для питья, боль­шей частью цилиндрической фор­мы с боковой рукоятью, подъем­ной или отъемной крышкой, на поддоне или на ножках.

До конца XVII в. в России бытовали только привозные кружки. Первые русские кружки сделаны в Москве в 1690-х годах.

Но еще раньше рус­ские мастера покрывали резным орнаментом и изображениями гладкие кружки иностранной ра­боты. В XVIII в. кружки делают в России почти повсеместно. В XIX в. кружки утратили быто­вое значение и служили в основ­ном декоративными предметами для подарков и юбилейных подно­шений.

Кубок — сосуд для вина, состоящий из тулова, стояна и поддона. Фор­мы кубков разнообразны.


В древ­них описях встречаются кубки «на стаканное дело», «на братин-ное дело», «на тыквенное дело», кубок «виноградный» и т. д. Ту-лово у таких кубков сделано в форме стакана, братины, тыквы, виноградной грозди. Стоян делали в виде вазы, балясины, ствола де­рева, литой человеческой фигуры. Поддон имеет форму опрокинутого блюдца или чаши. Кубок почти всегда имел отъемную крышку, увенчанную букетом, литым орлом или другой фигуркой. В древней Руси кубки бытовали в большом количестве у правящей верхуш­ки, где они употреблялись не толь­ко как сосуды для вина, но и слу­жили украшением поставцов. До XVII в. кубки в России были поч­ти исключительно привозные. В XVII в. встречаются только еди­ничные образцы кубков русской работы. Лишь в XVIII в. кубки стали делать в большом количест­ве. Привозные кубки в древней Руси часто являлись предметами подношений или давались в ка­честве царских пожалований. В XIX—XX вв. кубок имеет деко­ративное значение и служит до наших дней призом на спортив­ных состязаниях.

0
Ирина Таврик@, 48 Симферополь
# ×
9 августа 2018 в 12:45
Красотаааааааа......
Ваше имя
Эл. Почта
Начать
Администрация
Юлия, 49Новый Уренгой Администратор
Никуда-не-тороплюсь, 49Челябинск Модератор
Ещё 1